Вы знаете, какая связь между продажами мороженого и солнцезащитных очков? Все дело в корреляции. Корреляция – взаимозависимость двух или нескольких случайных величин.
На графике видно, что с ростом продажи мороженого также увеличивается продажа солнцезащитных очков. Влияет ли потребление мороженого на количество проданных очков?
Нет!
Как думаете, возможно, продажа мороженого влияет на количество убийств?
Конечно нет!
В некоторых случаях есть скрытые факторы, которые связывают явления на определенном уровне. Погода в данных случаях и является скрытым фактором. Жара вызывает рост продаж мороженого, солнцезащитных очков, увеличение числа убийств.
Летом люди чаще выходят на улицу, наслаждаются прекрасным солнечным днем, едят мороженое, носят солнцезащитные очки… и становятся жертвами убийств. Просто выбор у «хищников» увеличивается.
Если в случае корреляции нам удается установить истинную причину из числа скрытых причин, то корреляция становится причинно-следственной связью. Поэтому причинно-следственная связь является частным случаем корреляции. Но эти два понятия не взаимозаменяемы и это нужно запомнить.
В большинстве случаев можно использовать формулу с тремя условиями для определения причинно-следственной связи:
X) Корреляция
Y) Предшествование во времени
Z) Нет третьего фактора, влияющего на остальных
Примеров может быть множество:
В 2017 году премию по экономике получили ученые из Австралии, которые выяснили, что объятия с крокодилом коррелируют с успехом в азартных играх. Как считаете, все дело в «счастливых» крокодилах?
Нет!
Результат исследования показал, что люди, которые обнимались с крокодилом и не испытывали негативных эмоций, делали более высокие ставки и вели себя хладнокровнее. Скрытый фактор здесь – обучение умению управлять своими эмоциями.
В домах, на крышах которых вьют гнезда аисты, чаще рождаются дети. Аисты действительно приносят детей? Нет? Может быть, близость аистов увеличивает шансы забеременеть?
Нет!
На самом деле в домах, где находятся роженицы, усиленно топят. А аисты любят тепло, вот и вьют свои гнездышки на крыше этих домов.
Кроме того, иногда даже абсурдные корреляции.
Чем больше присудили докторских степеней в области компьютерных наук, тем больше зарабатывают владельцы игровых автоматов. Корреляция – 98,5%
Чем больше число букв в слове, заданное в Национальном конкурсе правописания, тем больше смертей от укусов ядовитых пауков. Корреляция – 80,6%
В современном мире нас окружает очень много информации. И эти примеры еще раз доказывают, что если вы обнаружили связь между двумя показателями, рекомендуем разобраться в деталях: что от чего зависит, что на что влияет (и существует ли это влияние).
Неправильный подход к анализу информации может привести к ошибкам, а бизнес нуждается в своевременном и правильном принятии решения.
“
Anybody can be specific and obvious. That's always been the easy way. It's not that it's so difficult to be unspecific and less obvious; it's just that there's nothing, absolutely nothing, to be specific and obvious about.